Необходимое
введение
Для многих
читателей вопрос "Что меряет
акселерометр" может показаться
смешным, а излагаемые в этой заметке
мысли - элементарными. Тем не менее, я
счёл своим долгом написать этот текст,
чтобы предостеречь начинающих
ДПЛАстроителей от бесплодных трудов и
материальных потерь в виде разбившихся
летательных аппаратов.
Дело в том, что многие люди, даже
имеющие необходимое физическое
образование, не дают себе труда
задуматься над некоторыми основами
механики Ньютона, а идут на поводу у
обыденных представлений.
Дополнительную дезинформирующую роль
играет само название обсуждаемого
прибора, поскольку "акселерометр"(лат)
- это "измеритель ускорения" (рус)
.
Соблазн заключается в том , что с
помощью акселерометра можно измерять
наклон основания, на котором он
установлен. Тремя акселерометрами можно
заменить отвес. Бойкая мысль сразу же
подсказывает, что акселерометрами можно
измерять крен и тангаж летательного
аппарата. При нынешней доступности
микроэлектроники ничего не стоит на
основе микромеханических
акселерометров и процессора с АЦП
смонтировать устройство, которое будет
измерять крен и тангаж. То же устройство
нетрудно запрограммировать так, чтобы использовать
полученные
данные для отклонения
рулей летательного аппарата (элеронов и
руля высоты) с целью удержания заданных (как
правило, нулевых) значений крена и
тангажа. Если схема выполнена правильно,
и в программе нет ошибок, то после сборки
такого устройства автор идеи
убеждается, что летательный аппарат на
стенде ведёт себя правильно, то есть при наклоне по крену и тангажу
послушно совершает движения рулями, "препятствующие"
наклону.
Разочарование наступает позже, когда
незадачливый инженер собирает обломки
летательного аппарата, управление
которым он доверил своему устройству
на основе акселерометров. И это
разочарование неизбежно, поскольку
причина катастрофы фундаментальна.
Ещё раз извинившись перед читателями
за изложение общеизвестных
элементарных истин, приступим к
теории вопроса.
Кроме силы
тяжести
Забегая вперёд,
сразу приведём строгую формулировку
ответа на вопрос "Что меряет
акселерометр":
"Акселерометр
меряет проекцию (на свою ось
чувствительности) суммы всех сил,
приложенных к его корпусу, кроме силы
тяжести".
Из этой формулировки уже понятно, что
если она верна, то использовать
акселерометр в качестве измерителя
наклона в общем случае нельзя, так как
акселерометр не меряет именно искомую
составляющую силы тяжести. То, что
акселерометры применяют-таки для
измерения наклона, объясняется
условиями, в которых это делают, а именно
при неподвижном корпусе акселерометра,
когда сила, приложенная к корпусу (реакция
опоры или подвеса) равна по модулю силе
тяжести, действующей на акселерометр, и направлена противоположно ей.
Для
доказательства формулировки рассмотрим
простую модель акселерометра рис.1. Как
бы ни был устроен акселерометр, по своей
сути - это
просто свободно двигающийся вдоль
определённого направления грузик на
пружинке, конец которой прикреплён к
гвоздику в корпусе акселерометра. "Определённое
направление" и есть ось
чувствительности акселерометра. Хотя
это и несущественно для дальнейшего
изложения, отметим, что при размещении
акселерометра на летательном аппарате
можно полагать, что корпусом
акселерометра является весь
летательный аппарат.

|
Рис.1.
Простая модель акселерометра |
Показания
акселерометра - это смещение грузика
относительно своего нулевого положения,
в котором пружина ни сжата, ни натянута.
Предполагая, что смещение грузика от
нулевого положения пропорционально
силе T натяжения (сжатия) пружинки, можно
считать, что акселерометр меряет силу
натяжения пружинки. Сделанное
предположение - это всего лишь закон
Гука. Теперь
немного формул. Пользуемся только
вторым законом Ньютона, который гласит,
что ускорение тела пропорционально
сумме приложенных к телу сил и обратно
пропорционально массе тела. Пусть на
корпус акселерометра массой M и
находящийся внутри корпуса грузик
массой m вдоль оси чувствительности
акселерометра действует составляющая
силы тяжести G{M+m}, а сумма
остальных сил, действующих вдоль оси
чувствительности, равна F. Тогда
справедливо уравнение второго закона
Ньютона: (M+m)*a=G{M+m}+F,
(1) где a -
составляющая ускорения акселерометра
вдоль его оси чувствительности, {M+m}
- индекс, указывающий, что сила тяжести G{M+m}
действует на суммарную массу корпуса
акселерометра M и грузика m. Запишем
теперь уравнение второго закона Ньютона
для грузика (вдоль оси чувствительности
акселерометра), полагая, что колебания
грузика отсутствуют, и грузик имеет то
же ускорение a, что и корпус
акселерометра:
m*a=G{m}+T,
(2) где - G{m} -
составляющая силы тяжести вдоль оси
чувствительности, действующая на грузик
массой m, в T - сила натяжения (сжатия)
пружинки. Исключая
из уравнений (1) и (2)
ускорение a, получим: (M+m)*(G{m}+T)/m=G{M+m}+F. Выразим
явно силу натяжения(сжатия) пружинки,
которая и является показаниями
акселерометра: T=m*(G{M+m}/(M+m)+F/(M+m)-G{m}/m). Поскольку
сила тяжести пропорциональна массе
предмета, на который она действует, то: G{M+m}/(M+m)=G{m}/m=gax, где
gax - составляющая ускорения силы
тяжести вдоль оси чувствительности
акселерометра. Слагаемые,
связанные с силой тяжести, взаимно
уничтожаются, и окончательное выражение
для показаний акселерометра
приобретает вид: T=F*m/(M+m). Таким
образом, формулировка
"Акселерометр
меряет проекцию (на свою ось
чувствительности) суммы всех сил,
приложенных к его корпусу, кроме силы
тяжести
верна.
Физический
смысл
Почему
акселерометр не меряет силу тяжести? Он
её не меряет, потому что гравитационная
и инертная масса эквивалентны друг
другу. Это фундаментальное свойство
мира, в котором мы живём. Почему это так,
наверное, никто не знает. Однако это так.
Именно поэтому прав Галилей,
предположивший и экспериментально
показавший, что пушечное ядро и
мушкетная пуля падают с Пизанской башни
за одинаковое время. А поскольку Галилей
прав, то в наших выкладках
уничтожились члены, содержащие
отношения силы тяжести к массе. Это
отношение одинаково для всех предметов,
и для всего летательного аппарата, и для
крошечного грузика акселерометра, и это
отношение называется ускорением силы
тяжести. Как
быть и что делать, будет описано в других
заметках.
|